Не забывайте о том, что наша потребность в поглаживаниях основана на жажде признания. По сути признание и есть поглаживание. Не замечая негативного, с нашей точки зрения, поведения другого человека, мы лишь частично признаем его. Выборочный набор безусловных позитивных поглаживаний может не соответствовать внутренним переживаниям человека. И поэтому, как это не странно, этот человек может чувствовать себя лишенным поглаживаний, хотя на самом деле он окружен позитивными поглаживаниями.

Как позитивные, так и негативные поглаживания имеют для нас большое значение, поскольку мы используем их как способ познания мира. Это верно и для нашего детства, и во взрослой жизни. В детстве я уронил миску с морковью на пол. Мать накричала на меня, и это мне не понравилось. Я понял, что если хочу, чтобы она улыбалась, а не кричала на меня, то не должен ронять морковь на пол. Для меня, как взрослого человека, условные поглаживания выполняют такую же сигнальную функцию. Негативное условное поглаживание говорит мне о том, что кому-то не нравится мое поведение. В этом случае у меня есть выбор, изменить свое поведение в соответствии с требованиями других людей или нет. Позитивное условное поглаживание сигнали­зирует, что какому-то человеку нравится мое поведение. Таким образом, позитивные условные поглаживания позволяют мне ощущать себя полноценным человеком. При отсутствии негативных условных поглаживаний у меня нет причин изменять свое поведение, даже если оно является для меня неэффективным. Подобное и случается, когда люди слишком деликатны, чтобы сказать кому-либо, что у него плохо пахнет изо рта или что ему чаще нужно менять рубашки. Окружающие могут игнорировать такого человека, однако он сам не знает, как исправить положение.

Мне не нужны Негативные безусловные поглаживания, однако даже в них заложена информация, которая может принести пользу. Если кто-то говорит мне: «Я терпеть тебя не могу», я знаю, никакое изменение в моем поведении не изменит его отношения ко мне, и лучше не общаться с ним.
Существуют данные, свидетельствующие о том, что при воспитании детей лишь с помощью позитивных поглаживаний они, в конце концов, теряют способность отличать позитивные поглаживания от негативных. В этих случаях внутренние переживания ребенка постоянно отвергаются или не признаются его родителями, и в дальнейшем это может привести к различным проблемам. К счастью, большинство родителей следуют своему внутреннему чувству и поддерживают установленные ими правила с помощью набора негативных и позитивных поглаживаний.

Таким образом, коэффициент здоровых поглаживаний включает в себя как позитивные, так и негативные условные и безусловные поглаживания. Говоря об этом, нельзя не упомянуть о той большой роли, которая в традиционном ТА отводится позитивным поглажи­ваниям. Людям, в особенности в северных странах, недостает позитив­ных поглаживаний. Например, начальник отчитывает своих подчиненных за опоздания и не склонен поощрять их за своевременный приход на работу. Проверяя письменную работу, учитель может заострить внимание на одном неправильно написанном слове и не похвалить за правильно написанные слова. Как учитель, так и начальник могли бы улучшить эффективность своей работы, если бы они давали позитивные поглаживания за положительные действия и негативные — за отрица­тельные. В целом, если мы хотим постоянно думать о себе хорошо, нам необходимо получать больше позитивных, нежели негативных поглаживаний.


Подробнее с этой темой можно ознакомиться по книге Стюарт Я., Джойнс В. — Современный транзактный анализ, глава 8 "Поглаживания".  

При встречах людей в группах или парах существует шесть различных способов проводить свое время.

Эрик Берн дал следующие названия этим шести видам структурирования времени:

                1. уход,
                2. ритуалы,
                3. времяпровождение,
                4. деятельность,
                5. психологические игры,
                6. интимность.

Цитата из книги "Современный транзактный анализ" ЯН СТЮАРТ, ВЭНН ДЖОЙНС.

Быть реальным и близким в отношениях - это интимность. К сожалению, иногда это всего лишь мгновенья в нашей жизни. В основном мы наполняем жизнь тем, что не отражает наши подлинные чувства, потребности, переживания. Скорее, мы прячимся от самих себя, и скрываем себя для других. Для нашей безопасности нормально открываться не всем, а только близким людям. При этом полезно осознавать, чем заполнена наша жизнь, чтобы не обманываться по поводу себя и других.

В перечисленных пунктах от 1 к 6 возрастает интенсивность и сложность контакта. Наша потребность во внимании, поглаживаниях, в общении настойчиво приглашает наш продвигаться по этой лестнице.

Клод Стайнер предположил, что когда мы были детьми, наши родители внушили нам пять запрещающих правил о поглаживаниях: не давай поглаживаний, когда их надо давать; не напрашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься; не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них; не отвергай поглаживаний, когда ты не нуждаешься в них; не гладь себя сам.

Эти пять правил являются основой того, что Стайнер называет экономией поглаживаний.

Он пишет, что, обучая этим правилам, родители гарантируют себе, что «… ситуация, в которой поглаживания имеются в ограниченном количестве, переходит в ситуацию, в которой обеспечение поглаживаниями недостаточное, а цена, которую родители извлекают за них, высока».

Стайнер полагает, что родители поступают так с целью контроля над своими детьми. 

Обучая детей тому, что запас поглаживаний ограничен, родители приобретают положение монопо­листов на поглаживания.

Зная, что поглаживания необходимы, ребенок вскоре учится добывать их, поступая так, как этого требуют мать и отец.

Будучи взрослыми, говорит Стайнер, мы продолжаем неосознанно подчиняться этим пяти правилам.

В результате живем в состоянии частичной депривации по поглаживаниям и тратим большую энергии в поисках поглаживаний, которые, как мы все еще считаем, имеются в ограниченном количестве.


Подробнее с этой темой можно ознакомиться по книге Стюарт Я., Джойнс В. — Современный транзактный анализ, глава 8 "Поглаживания".