05.04.2015
Эго-состояния
05.04.2015

На рисунке ниже представлено наполнение психики человека с точки зрения его трех эго-состояний (представлены в виде сфер Родителя «1-2-3-4», Взрослого «6», Ребенка «8-9-10-11»). Наблюдения показали, что все три состояния присутствуют в каждом из нас, при этом активно, как правило, одно из них. Переключения происходят постоянно: иногда мы как дети, иногда в роли родителей, иногда по-взрослому решаем задачи.

Все перечисленное на рисунке содержится в различных пропорциях в психике каждого из нас. Рассмотрим подробнее, откуда и что к нам приходит, и что с этим можно сделать.

Родитель в нас

От тех взрослых, кто нас растил, мы вобрали в свою память множество утверждений о нас самих, о других и об этом мире. Голоса значимых для нас людей звучат в наших головах всю жизнь, напоминая о там, когда надо мыть руки и т.п. Так сформировалось наше эго-состояние Родителя. В нём четыре части:

  • «1» позитивный воспитывающий, т.е. обучающий, взращивающий;
  • «2» негативный воспитывающий; 
  • «3» позитивный контролирующий, т.е. поддерживающий структуру и границы во всех сферах жизни;
  • «4» негативный контролирующий.

Разница между позитивным и негативным в способах. Это видно из перечисленных на рисунке качеств, обрамляющих сферы справа и слева. Цель, как ни странно, одна – родители готовят ребенка к жизни и, более того, в том и в другом варианте, как правило, желают малышу лучшего. Вот только представления о способах жить, выживать – очень разные. Поэтому позитивный воспитывающий и контролирующий родитель оставляет в нас приятный, радостный след, а негативный – болезненный.

Чего в нашей жизни было больше, и чем интенсивнее было воздействие – того больше и в памяти останется и поневоле будет воспроизводиться и передаваться по поколениям дальше, пока не изживёт себя.

Мы можем усиливать память о позитивном и работать с негативным. В некоторых случаях приходит понимание, что нам давали лучшее из того, что было, становятся ясными исходно благие намерения по отношению к нам – от этого становится легче, влияние негативной части в нас ослабевает. Иногда приходится усиливать нашу способность защищаться и изолироваться от чрезмерного негативного влияния в прошлом, буквально выстраивать стену, отделяющую в нашей памяти нас от образов особо злобных личностей.

Взрослый в нас

Эго-состояние Взрослого подразумевает осознанное адекватное восприятие реальности, себя и других, быть в контакте со своими чувствами, чувствовать других, понимать свои потребности, видеть свои цели, действовать для достижения целей. Организация отдыха и развлечений тоже функция этого эго-состояния. Взрослая часть в нас помогает уместно раскрываться чувствам, уважительно относиться к принятым в обществе нормам и правилам, реализовывать свои потребности с уважением к себе и другим.

Взрослая часть позитивна по своей природе. Однако отдельное внимание стоит уделить стыковке Родительского и Взрослого эго-состояния, а также Ребенка и Взрослого – «5 и 7» на рисунке. Эта стыковка демонстрирует блокирование адекватного восприятия реальности, замещение настоящего прошлым – это могут быть и устаревшие или неверные убеждения Родителя, а также иллюзии, фантазии Ребенка.

Ребенок в нас

И, наконец, Ребенок – это источник нашей жизненной энергии, творчества, энтузиазма. Это более глубокий пласт психики. По сути, именно это и есть основа нас настоящих, наша способность проявляться, желать – тут наши подлинные потребности и мечты. И тут же хранятся блоки, решения, которые ставят крест на радости, счастье, успехе, здоровье и вообще жизни.

Как показано на рисунке в Ребенке четыре части:

  • «8» позитивный приспособившийся или адаптивный ребенок, что соответствует стремлению ребенка соответствовать (иногда в ущерб своей уникальности) требованиям взрослых, культуры. Здесь важным будет отметить тот факт, что ребенок может внешне воспроизводить требуемый результат, часто ломая себя и игнорируя свои потребности и подлинные желания;
  • «9» негативный приспособившийся ребенок – непослушный, бунтующий, уходящий в протест, «назло маме отморожу уши» и т.п. Здесь ребенок также может быть далек от понимания своих потребностей и подлинных желаний;
  • «10» позитивный спонтанный или свободный ребенок, непредсказуемо меняющийся ежесекундно, искрящийся всей своей одаренностью в играх и творчестве, проникающий в самое сердце искренностью сказанных слов и проявленных чувств;
  • «11» негативный спонтанный ребенок подобен неуправляемому демону, которому ничего не стоит грубо нарушить привычную жизнь окружающих – он только получит удовольствие от происходящего. Он может с легкостью разрушить или уничтожить что-либо вплоть до собственной или чьей-то жизни. 

Важно отметить, что далеко не всё дети получают от взрослых через слова и действия. Большой пласт опыта передается детям как бы между слов. Это психическое наследство, родовой груз, который «перетекает» детям в самом раннем возрасте. То, что не нашло достойного внимания, не было прожито, семейные тайны и т.п. – всё это хранится и передается из поколения в поколение. По этой причине человек с детства может ощущать, что он отягощен какими-то непонятными чувствами. Это отдельная тема, решение здесь есть – собирать информацию и факты о жизни своих предков, в случае необходимости давать возможность выходить чувствам, проживать их.

Также важно, что ребенок не пустая безвольная коробка для родительских наставлений - у каждого есть жизненная сила, способная противостоять негативному влиянию и отфильтровывать плохое.

Так, в зависимости от нашей силы и интенсивности воздействий на нас, мы собираем свою коллекцию плохого и хорошего в части Родителя, Взрослого и Ребенка. Формируется механизм взаимодействия всех трех эго-состояний для поддержания жизненного баланса.

Проблема состоит в том, что у многих из нас подорвано доверие к другим людям. Не имея позитивного опыта и примеров, мы часто не верим в то, что жизнь можно изменить.

Опыт показывает, что мы не склонны к радикальным изменениям жизни, а идем путем улучшения состояния. Когда нам становится легче, получив поддержку и установив доверительные отношения с человеком, в котором много позитивного, у нас появляются силы и энтузиазм сделать следующий шаг, затем еще один и т.д.

Действительно можно изменить свою жизнь к лучшему. И для этого можно не брать весь клубок своих проблем, а вытягивать сначала одну нить, затем другую. Так можно получить хороший результат и обрести веру в успех. Иллюстрация модели эго-состояний как раз помогает разделить клубок проблем на части. По отдельности проблемы теряют свою тотальную власть над нами.