Игнорирование

Четыре типа пассивного поведения (ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, беспомощность или насилие).

Бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы, может выглядеть как пассивность.

Ничегонеделание. Члены терапевтической группы сидят в круге, а лидер говорит: «Пусть каждый по очереди выскажется, нравится ему или нет сегодняшнее занятие. Если кто-то не хочет участвовать, пусть скажет «пас». Все высказывают свою точку зрения, при этом один или два человека говорят «пас». Затем наступает очередь Нормана. Следует молчание, и все ждут, когда он что-нибудь скажет, однако он молчит. Норман сидит неподвижно, его взгляд устремлен в пространство. Так как он не желает высказывать свою точку зрения, следующий за ним человек ждет, пока он скажет «пас». Однако Норман не может сказать и этого и продолжает сидеть как немой. В данном случае Норман проявляет пассивное поведение, известное под названием ничегоне­делание. Вместо того, чтобы использовать свою энергию для решения проблемы, он использует ее, чтобы предотвратить всякое действие. Человек, проявляющий подобное пассивное поведение, чувствует себя неуютно. Он ни о чем не думает, игнорируя свою способность действовать в создавшейся ситуации. 

Сверхадаптация. После тяжелого трудового дня Эми возвращается домой и видит, что ее муж Брайн сидит и читает газету, в то время как на кухне в раковине лежит целая гора грязной посуды. «Привет, — говорит Брайн. — Надеюсь, у тебя на работе все в порядке? Не пора ли выпить чаю?» Эми снимает пальто и идет прямо на кухню, моет посуду и начинает готовить чай. Как Брайн, так и Эми не замечают, что он не просил ее мыть посуду и готовить чай, а Эми не спросила Брайна, хочет ли он, чтобы она приготовила ему чай. Она даже не остановилась, чтобы подумать, хочет ли она мыть посуду или было бы лучше, если бы Брайн вымыл ее сам.
Пассивное поведение Эми называется сверхадаптацией. Когда кто-либо чрезмерно к чему-то приспосабливается, его действия в соот­ветствии с убеждением его Ребенка направлены на удовлетворение желаний других людей. Такой человек не старается понять, что в действительности хотят другие люди, совсем не учитывает собственные желания. В отличие от ничегонеделания человек в состоянии сверхадап­тации ощущает себя мыслящим в этом пассивном поведении, хотя на самом деле его «мышление» является результатом контаминации.
Человека в состоянии сверхадаптации другие люди часто восприни­мают как готового прийти на помощь, приспосабливающегося или услужливого. Таким образом, сверхадаптация часто поощряется теми людьми, с которыми этот человек сталкивается в жизни. В связи с тем, что сверхадаптация поощряется в обществе, а также тем, что человек ощущает себя «думающим», ее труднее всего обнаружить из всех четырех видов пассивного поведения. В сверхадаптации человек игнорирует свою способность действовать в соответствии с имеющимися у него возможностями и вместо этого ведет себя так, как этого хотят от него другие люди.

Возбуждение. Джонни сидит в конце аудитории и вместе с другими студентами слушает лекцию преподавателя. Преподаватель читает лекцию довольно тихим голосом, поэтому Джонни трудно его воспринимать. Со временем ему становится все труднее следить за ходом мысли преподавателя, он откладывает в сторону ручку и начинает стучать по столу пальцами. Если бы мы в этот момент посмотрели под стол, то увидели бы, что Джонни быстро раскачивает ногой вверх-вниз в ритме постукивания по столу. В данном случае Джонни проявляет возбуждение. В этом виде пассивного поведения человек игнорирует свою способность действовать для решения проблем. При этом он чувствует себя очень неудобно и занят бесцельной, постоянно повторяющейся деятельностью в попытке избавиться от чувства дискомфорта, а его энергия вместо решения проблемы направлена на поддержание возбужденного состояния. Во время возбуждения человек не ощущает, что он мыслит. Если бы Джонни подключил своего разумного Взрослого, он мог бы просто попросить преподавателя говорить громче. Постукивание пальцами и раскачивание ногой никак не помогают ему в решении проблемы.
Возбуждение лежит в основе многих распространенных привычек, таких, как обкусывание ногтей, курение, привычка разглаживать волосы и постоянно что-то жевать.

Беспомощность и насилие. Бетти уже далеко за тридцать. Она младшая из двух дочерей и продолжает жить со своей престарелой матерью, за которой ухаживает. Несмотря на возраст, состояние здоровья матери достаточно хорошее. Неожиданно Бетти встречает мужчину и влюбляется в него. Она с радостью говорит матери, что хочет переехать жить к этому человеку и, возможно, выйти замуж. Несколько дней спустя на мать находит умопомрачение и она вынуждена слечь в постель. Хотя доктор не обнаруживает у нее каких-либо физических расстройств, Бетти начинает испытывать чувство вины из-за того, что хочет уйти из дома.
Пассивное поведение матери характеризуется как беспомощность. В этом состоянии человек становится частично недееспособным, игнорируя свою возможность решить какую-то проблему. Он верит в своем Ребенке, что, благодаря своей беспомощности, может заставить другого человека решить за него его проблему.
Беспомощность может иногда (как в предыдущем примере) принимать форму психических расстройств. Она может также быть следствием расстройств нервной системы, злоупотребления наркотиками или алкоголем. Роберт только что поссорился со своей девушкой. Он выбежал из ее дома и долго бродил по улицам. Затем он зашел в бар, выпил несколько кружек пива, после чего разбил в баре все стекла. Пассивное поведение Роберта получило название насилия. На первый взгляд странно считать насилие разновидностью пассивного поведения. Тем не менее, оно действительно является таковым, так как не направлено на решение имеющейся проблемы. Битьем стекол Роберт никак не решает проблему своих взаимоотношений с девушкой.
Беспомощность, таким образом, можно рассматривать как насилие, направленное в себя. Как в случае беспомощности, так и при насилии человек игнорирует свою способность решать какую-то проблему. При этом он высвобождает излишнюю энергию, направленную на себя или других людей, в попытке заставить окружающих решить проблему за него.
Состоянию беспомощности или насилия часто предшествует период возбуждения. В возбужденном состоянии человек накапливает энергию, которую может в дальнейшем направить на цели разрушения.

Из книги "Современный транзактный анализ".

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных