Ребенок принимает сценарные решения потому, что они являются лучшей стратегией выживания и существо­вания во враждебном мире.

Сценарий предлагает волшебное решение основного неразрешенного в детстве вопроса: как добиться любви и признания. Нам, как взрослым, довольно трудно сбросить с себя это волшебство. Детьми мы часто отождествляли себя со сказкой и фантазировали, что если сделать нашу жизнь такой же, как в сказке, мы сможем закончить ее спокойно и счастливо. В сказках, чтобы стать счастливым, нужно сначала выстрадать свое счастье. Например, чтобы выйти замуж за принца, нужно сначала съесть отравленное яблоко, уколоться о ядовитое веретено или проспать мертвым сном сто лет.

Положительное значение сказок заключается в том, что они дают детям чувство власти и контроля над своей жизнью в тех случаях, когда они чувствуют себя беспомощными. Их отрицательное значение в том, что предлагаемое решение имеет волшебный характер и не работает в реальной действительности, однако оно позволяет ребенку выжить в ситуации, которая с других точек зрения кажется совершенно безнадежной.

В последующей взрослой жизни Ребенок в нас продолжает придерживаться этой веры в волшебство и старается, чтобы она осуществлялась. Если она не действует, тогда это означает, что мы недостаточно настрадались, чтобы заслужить спасение. Вместо этого мы можем использовать для решения проблем потенциал нашего Взрослого и добиваться удовлетворения наших потребностей в мире, который никогда не станет совершенным, но все же прекрасен.

Из книги "Современный транзактный анализ" Ян Стюарт, Вэн Джойнс

24.05.2015
Сценарий жизни
24.05.2015

В своем уникальном наборе детских решений я, возможно, решил быть победителем в умственной деятельности, не-победителем в физической и побежденным третьей степени в личных взаимоотношениях. В то же время ваш личный набор решений может быть совершенно другим. Самое главное для нас — понять, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, я могу обнаружить те области, в которых принял проигрышные решения и переделать их на выигрышные.

Упражнения: расшифровка вашего сценария. Сны, фантазии, сказки и детские рассказы могут привести к разгадке нашего сценария. Сделаем несколько упражнений. Не сдерживайте вашего воображения при их выполнении. Не думайте о том, для чего они нужны и что означают. Не контролируйте себя и не пытайтесь угадать то, что вам нужно сказать. Просто представьте какие-то образы и ощутите связанные с ними чувства. После этого можно приступить к анализу и расшифровке. Наилучший результат достигается в том случае, если вы работаете в группе или с партнером. При работе в группе или индивидуально было бы неплохо записывать ваши ответы на пленку. Для этого включите магнитофон и начинайте выполнять упражнение. После этого прослушайте пленку несколько раз и дайте простор вашей интуиции. Вы будете, несомненно, удивлены тому, как много вы узнали о себе и своем сценарии.

Возможно, в процессе выполнения упражнений вы будете испыты­вать сильные эмоции, отражающие ваши детские чувства, которые выплыли на поверхность наряду с вашими сценарными впечатлениями. Если вы будете испытывать подобные чувства, то в любой момент можете решить, прекратить или продолжить упражнение. Если вы захотите остановиться, прекратите упражнение и сконцентрируйте внимание на каком-то предмете в комнате. Скажите себе (или вашему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего он нужен. Подумайте об обычной теме для взрослого разговора, например, что у вас будет на обед или когда вам в следующий раз нужно быть на работе. Выполняя упражнения, сидите или стойте прямо.

Герой или героиня. Кто ваш любимый герой? Возможно, это персонаж детской сказки, а может быть, герой или героиня пьесы, книги или фильма, который вы помните. Это может быть также и реальный человек. Начните с героя, который первым пришел вам в голову. Затем включите магнитофон и отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим героем и говорите о себе столько, сколько вам хочется, при этом начинайте со слова «Я...». Например, предположим, что мой герой — Супермен. Я могу начать так: «Я — Супермен. Мое дело — помогать людям решать проблемы. Я прилетаю из ниоткуда, делаю удивительные вещи и потом опять пропадаю. Никто не знает, что я Супермен, так как я постоянно маскируюсь...» Независимо от избран­ного вами героя, начинайте работать, войдите в его образ и говорите о себе.

Сказка или басня. Другой вариант первого упражнения заключается в том, чтобы рассказать сказку или басню. И снова, выберите то, что вам нравится, — первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф — все, что хотите. Вы можете начать следующим образом: «Жила-была одна красивая девушка, которую злая мачеха усыпила на долгие годы. Она лежала в комнате, в замке за высокой стеной. Множество королей и принцев приходили для того, чтобы посмотреть на девушку, однако никто из них так и не смог преодолеть стену...».

Для того чтобы извлечь максимум пользы из рассказа, можно продолжить его, став каким-нибудь персонажем или предметом из него, при этом каждый раз говорите о себе. В приведенном выше рассказе вы могли бы стать самой девушкой, мачехой, замком, одним из принцев или стеной. Представив себя стеной, вы могли бы сказать следующее: «Я — стена. Я высокая и неприступная. Люди не могут меня преодолеть. Мое дело — охранять девушку, которая спит в замке».

Сон. Выберите какой-то из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или же много раз повторяющегося сна, хотя для этого упражнения подойдет любой сон. Расскажите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью и начните говорить о себе. После того как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было ли вам приятно или нет? Вам понравилось, как закончился сон? Если нет, вы можете продолжить упражнение, заменив концовку сна. При этом рассказывайте новое окончание вашего сна в настоящем времени. Убедитесь в том, что вы вполне удовлетворены концовкой сна. Если нет, придумайте еще один конец и так далее, сколько вам будет угодно.

Предмет в комнате. Осмотрите вашу комнату и выберете какой-нибудь предмет, лучше всего тот, о котором вы подумали в первую очередь. Затем станьте им и начинайте говорить о себе. Например: «Я — дверь. Я тяжелая, деревянная. Я стою на пути людей. Они открывают и закрывают меня...»
Для того чтобы получить максимум пользы от упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с избранным предметом. Партнер должен просто разговаривать с вами, как будто вы дверь, камин и т. д. Например: «Я — дверь. Когда я стою на пути людей, они открывают и закрывают меня». «Дверь, что ты чувствуешь, когда люди открывают тебя?» «Я сержусь. Однако я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им открывать себя». «Ты хочешь что-нибудь изменить для того, чтобы чувствовать себя лучше?»

Посмотрите на свою жизнь как на игру. Для этого упражнения необходим человек, который бы разговаривал с вами, пока вы отдыхаете, исполняя роль гида. Записывайте свои роли на пленку и прослушивайте их во время отдыха. Один гид может провести это упражнение для целой группы людей. Гид не должен повторять слово в слово свою роль. Лучше всего, если он наметит для себя последовательность рассказа, а затем начнет импровизировать. Между предложениями необходимо делать паузы, чтобы дать возможность участникам сконцентрироваться на том, что они видят.
Расслабьтесь на стуле или на полу. Можете закрыть глаза. После этого гид начинает говорить: «Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или заурядный — или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Будет ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со спектакля — или что-то другое? Как называется ваш спектакль — спектакль о вашей жизни? А сейчас свет потушен. Опускается занавес. Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Зга самая первая сцена вашей жизни. Вы — младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции. Чувствуете ли какой-нибудь запах или ощущаете что-либо на вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля». (Пауза.)

Гид продолжает: «А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы — ребенок в возрасте от трех до шести лет. Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие-то физические ощущения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус? Затем осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза.)
После этого гид теми же словами вводит вас в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля — сцену вашей смерти. В репликах гида к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет и этой последней сцене спектакля?»

Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями.

Цитата из книги "Современный транзактный анализ" ЯН СТЮАРТ, ВЭНН ДЖОЙНС.

Ребенок принимает сценарные решения потому, что они являются лучшей стратегией выживания и существо­вания во враждебном мире.

Будучи взрослым, я в своем эго-состоянии Ребенка могу все еще придерживаться этих ранних решений, так как продолжаю верить в то, что они необходимы для выживания. Таким образом, если какой-то аспект реальности может поколебать мои сценарные решения, то я буду защищаться от него. При угрозе мировосприятию я защищаюсь с помощью искажения.

Ребенком я принял родительское определение себя как неспособного думать (чувствовать, действовать) потому, что считал это единственным способом выживания и удовлетворения своих желаний.

И сейчас, будучи взрослым, при вхождении в сценарий я вновь проигрываю эту старую стратегию выживания. Таким образом, я искажаю реальность из-за игнорирования своей способности думать (чувствовать, действовать). Это не может помочь мне решить проблему. Однако неосознанно в эго-состоянии Ребенка я следую более важному мотиву, чем какая-то проблема, а именно: защититься от ужасной катастрофы, которая может произойти, если я подвергну сомнению родительское определение.

Из книги "Современный транзактный анализ" Ян Стюарт, Вэн Джойнс

"Человек действует по своему сценарию, потому что сценарий закреплен в его сознании родителями в очень раннем возрасте; он остается верным этому сценарию всю жизнь, даже когда физические голоса родителей навсегда замолкли.

Это напоминает компьютерную запись или пластинку, которая издает звуки в определенной последовательности много лет спустя после того, как тот, кто сделал эту запись, покинул сцену.

А наш человек тем временем сидит за пианино и барабанит по клавишам, и у него возникает иллюзия, что именно он исполняет народную песню или величественный концерт."


Эрик Берн "ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ".

Глава Четвертая. ЗАДОЛГО ДО РОЖДЕНИЯ.

 

25.04.2014
Притяжение
25.04.2014

Вы с неизбежностью притягиваете к себе людей и обстоятельства,

которые гармонируют с преобладающими у вас мыслями.

Брайан Трейси